Ведомство поясняет, что проведение выездной налоговой проверки – крайняя мера контроля. Такое мероприятие требует достаточного количества времени, а также трудозатрат – причем для обеих сторон процесса.
Именно поэтому до выездной проверки налоговики в обязательном порядке занимаются работой по устранению возможных нарушений. Например, направляют письма с указанием на выявленные риски, сообщают о расхождениях в отчетности.
Если при обсуждении спорных моментов плательщик идет на контакт и добровольно предоставляет необходимые для решения вопроса сведения, уточняет налоговые обязательства, то надобность в выездной проверке может отпасть.
Новым механизмом контрольно-аналитической работы ведомство называет медиацию. В данном случае на рассмотрение независимого посредника ставится вопрос о претензиях со стороны налогового органа. Как и в любой другой процедуре медиации, стороны контролируют процесс и условия разрешения спора.
Процедура стартует с заключения сторонами нотариально удостоверенного соглашения. Этот документ – гарантия исполнения обязательств перед бюджетом для налоговиков и возможность избежать выездной налоговой проверки по спорным вопросам для плательщика.
Такую процедуру налоговики уже применяли, заключив соглашение с обществом. В результате консультаций с медиатором стороны пришли к единому мнению по поводу уточнения налоговых обязательств, перечисления соответствующих сумм в бюджет и устранения рисков.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу сообщает, что подобный опыт для налоговиков был первым. И он позволил не только пополнить бюджет, но и сократить издержки.
При этом налоговики отметили, что медиация как добровольная процедура способствует более конструктивному взаимодействию бизнеса и власти.